Рейхе Е. А. (1878 — 1946)

Евгений Адольфович Рейхе (1878−1946)

Биографический очерк

Выдающийся музыкант-тромбонист, педагог, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории, дирижер и композитор Евгений Адольфович Рейхе был яркой творческой фигурой в России конца 19 и первой половины 20 в. Особенно в музыкальной жизни Петербурга-Ленинграда. Объединяя в своем творчестве лучшие черты немецкого и русского исполнительства, Рейхе оказал большое влияние на формирование Петербургской школы игры на тромбоне. Написанные им произведения и школа игры на тромбоне известны во всей России и не теряют своей ценности и в наше время.

Е.А.Рейхе родился 26 марта 1878 года в Дрездене (Саксония). Его отец был музыкантом и учил своего сына с 8 лет игре на скрипке. В 12 лет Евгений вместе со своим братом увлекся игрой на кларнете и занимался на этом инструменте два года. В 1891 г. он поступает в Дрезденскую консерваторию, но уже по классу тромбона.

Нам неизвестно кто были его педагоги в Дрездене, но можно предположить, что он получил основательные профессиональные знания, т.к. закончив консерваторию в 1896 г., в возрасте 18 лет он был принят в Симфонический оркестр Дортмунда-Вестфалия. В январе следующего года он приезжает на работу в Галена Заале (сведения взяты из автобиографии Е.А.Рейхе в архиве СПб консерватории) где играет в городском театре оперы и балета. А уже в апреле 1897 г., чуть менее года с момента окончания консерватории — он переезжает в Россию в Санкт-Петербург.

В ближайшие два года (1887−1889) Рейхе играет во многих оркестрах Петербурга, среди которых симфонический оркестр Зоологического сада, а также Итальянская опера и оркестр графа Шереметьева.

В августе 1899 г. Е.А.Рейхе участвует в конкурсе в группу тромбонов Мариинского театра оперы и балета, исполняет свою композицию (1 концерт для тромбона B-dur) и занимает место Бас-тромбониста. Его выступлением на конкурсе восхищался тогдашний главный дирижер театра Э.Ф.Направник.

С этого момента начинает формироваться одна из лучших театральных групп тромбонов (в составе П.Н.Волков -1 тромбон, В.В.Кузнецов -2 тромбон, Е.А.Рейхе — Бас тромбон и П.В. Петров — туба) прославившаяся на всю Европу по интонационному строю, тембровой красочности и безукоризненному ансамблю. Органное звучание квартета даже в фортиссимо отличалось бархатным колоритом. Игра квартета восхищала таких знаменитых дирижеров как А. Коутс, Ф. Мотль, Э. Купер, В. Дранишников, А.Пазовский.

Игра самого Рейхе отличалась мощью звука и четкой ритмической организованностью. «Можно сказать, что ритмическая и ансамблевая слаженность группы шла от Рейхе» (отзыв Б.И.Анисимова — тромбониста, игравшего с Рейхе, дирижера Сценического оркестра театра).

Е.А. Рейхе работал в театре 40 лет (с 1899 по 1941 г). Одновременно с работой в театре Рейхе выступал как концертный исполнитель с крупнейшими симфоническими оркестрами. Упоминая в своей школе для тромбона о выдающихся исполнителях на тромбоне Европы и Америки (Вешке, Квейсера, Кабиха, Альшанского и Приора), он пишет, что сам много играл в качестве солиста в Германии и России. Дважды посещая своих родителей в Дрездене (1903 и 1913 гг.), он играл там как солист.

Сохранились программки выступлений Евгения Адольфовича в России. Рейхе выступал солистом и дирижером в Петербурге (Ленинграде), а также на курортах в Сестрорецке, Риге, Перми и Череповце. Как солист Рейхе в полном смысле был виртуозом. Играя в строго академическом стиле, он обладал мощным звуком мягкого металлического тембра. Работа же его в качестве дирижера всегда имела замечательные отзывы в газетах.

Так, музыкальная часть постановки оперетт «Гейша» и «Граф Люксембург» в г. Череповце, подготовленная Рейхе и его дирижированием спектаклями и концертами отмечалось прессой как высокопрофессиональная работа.

«Оркестр управляемый Заслуженным артистом Мариинского театра Е.А.Рейхе известен череповецкой публике по классическому репертуару и исключительной технике исполнения» — писала в 1924 г. газета «Театр и искусство».

Исключительный талант Рейхе позволил ему применить свои силы и в области композиции. Его количественно небольшое композиторское наследие состоит из двух концертов для тромбона и оркестра (1-й B-dur1903 г. и A-dur1906 г. — указаны годы опубликования), тетрадь дуэтов для тромбонов, около 80 этюдов. Произведения для оркестра: Концертный вальс (1908 г.), Вальс — интермеццо (1909 г.), Элегия (1920г.), «Игра комаров», марш «Ура», а также оперетта (1924 г.), название которой не сохранилось (все данные из записной книжки Рейхе — архив СПб ГК).

Произведения Е.А.Рейхе для тромбона являются основополагающим материалом, без изучения и исполнения которых не обходится ни один тромбонист в России, а второй концерт для тромбона B-dur включаются во многие исполнительские конкурсы.

Оба концерта до середины 20 в. были малоизвестны в Германии. Но сейчас уже существуют записи этих произведений немецкими тромбонистами — Армии Розин (Штудгарт) и Юрген Хайнель (Берлин).

Особая сторона творчества Е.А.Рейхе в Петербурге связана с педагогической работой. Свою преподавательскую деятельность он начал в 1906 г, сначала в Кадетском корпусе и далее на военно-музыкантских курсах, основанных в Петрограде С.А.Чернецким (дирижер-композитор — Чернецкий Семен Алексеевич в 1918 г. возглавил секцию военных оркестров в Петрограде.) в 1920 г.

Долгое время Рейхе преподавал в двух музыкальных техникумах (теперь музыкальный колледж им. Н.А. Римского — Корсакова и М.П.Мусоргского), подготавливая кадры для консерватории.

В 1933 г. Рейхе был приглашен доцентом в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, а в 1935 г. (после смерти профессора П.Н.Волкова, с которым вместе работал в театре) был выдвинут кафедрой духовых инструментов на пост профессора по классу тромбона. В рекомендации, за подписью заведующего кафедрой, профессора А.Г.Васильева написано: «Е.А. Рейхе особенно ценен в своей педагогической работе, т.к. соединяет качества первоклассного исполнителя, имеющего многолетний исполнительский стаж, с качеством хорошего педагога — руководителя, что дает прекрасные результаты по подготовке будущих кадров музыкантов — исполнителей высокой квалификации. Е.А. Рейхе пользуется вполне заслуженным авторитетом среди студенчеств, а и профессорско-преподавательского состава».

Лучшие ученики Евгения Адольфовича., ставшие его наследниками в консерватории А.А.Козлов и Н.С.Коршунов и игравшие в одном из прославленных оркестров России (Заслуженный Коллектив Республики Академический Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е.А. Мравинского), так характеризуют работу учителя в классе: «Класс Рейхе отличался творческой обстановкой, исключительно серьезным отношением к занятиям. Всегда уравновешенный, пунктуальный, немногословный Е.А.Рейхе вел урок в рамках точно отведенного времени. Организованность учебного процесса, ясность задачи, методически — целенаправленность чередование материала — все это делало полноценным каждый час урока. Важная положительная сторона преподавания заключалась еще в том, что учитель не стеснял индивидуальности ученика в трактовке произведений и понимания его содержания. Не довольствуясь изучением этюдного и концертного материала, он требовал от студентов участия в ансамблевой игре. В этом он видел залог всестороннего развития будущего оркестрового музыканта. Рассказывая о своем участии в исполнении произведений музыкальной классики под руководством всемирно известных дирижеров, он с увлечением демонстрировал интересные сольные места. Вообще он любил играть в классе. Он также свободно аккомпанировал ученикам на рояле. Удивляли его трудоспособность, требовательность, справедливость и доброжелательное отношение к окружающим».

В марте 1941 г. Евгений Адольфович был командирован в Москву в качестве члена жюри Всесоюзного конкурса. Первой премии был удостоен ученик Е.А.Рейхе, Иосиф Поляцкин. Сохранились записи характеристик участников конкурса, сделанные Рейхе и список лауреатов, написанный его рукой.

Прошло несколько месяцев после конкурса, и началась страшная трагедия — Вторая мировая война, которая перевернула всю его жизнь.

Вспоминает внучка Е.А.Рейхе — Нина Георгиевна Венециянова: «Война была тяжелым испытанием для каждого из нас, но для Рейхе усугублялась его немецким происхождением. Известие о начале войны застало его на даче в Сестрорецке (курортном пригороде Ленинграда. Прим. Автора.) Евгений Адольфович в отчаянии схватился за голову и ругал Гитлера»

После начала Второй Мировой войны (в июне 1942 г.) Е.А.Рейхе был выслан из Ленинграда в далекую Киргизию в аул под г. Ташкентом, где оказался в весьма тяжелых жизненных условиях, без средств к существованию, голодал.

Интересно письмо, которое Рейхе послал оттуда после получения поздравительной телеграммы из Ленинграда по поводу своего дня рождения. «У нас здесь очень много верблюдов и ослов. Верблюды очень и очень высокого роста и очень большой груз носят у себя на спине. Ослы куда меньше и очень глупы, но тоже очень сильные». Каков дух человека!!!

Люди, жившие в ауле (кишлаке), куда он попал, были столь далеки от цивилизации, что даже зеркало, привезенное его женой Анной Ивановной, оказалось для них невероятным открытием.

Трубач П.И. Кобзий (в последствии музыкант ЗКР оркестра Ленинградской Филармонии), который учился в то время у Рейхе, вспоминает: «Рейхе был крупного роста и могучего телосложения и вот такой человек был голоден и нуждался в одежде. Было трудно найти ему обувь соответствующего размера (47−48). Но, несмотря на сложное и даже зависимое существование, Рейхе был очень требователен к ученикам, не допускал невыученного урока или этюда, строго добивался правильного владения дыханием. Все высоко ценили его за человеческие качества, музыкальный авторитет, знания и высокую культуру».

В 1944 г. Консерватория вернулась в родной город — Ленинград. Но Е.А.Рейхе было отказано в разрешении вернуться. Он продолжал работать в Ташкенте, силы его, моральные и физические были сильно подорваны и в 1946 г. он внезапно скончался от тяжелого приступа стенокардии. Тело Е.А.Рейхе покоится на городском кладбище г. Ташкента. Там был воздвигнут небольшой обелиск из камня (Фото этого захоронения есть в архиве семьи)

В конце биографии необходимо привести отрывок из письма Е.А.Рейхе из Ташкента с прошением о возвращении в Ленинград: «Все знания и старания я приложил к занятиям со своими студентами и подготовил целый кадр сильных музыкантов, которые входят с состав ЛГФ (Ленинградской Государственной филармонии — прим. Автора) и всех больших театров Ленинграда и всего Союза. Имею печатные труды и в рукописях. Все мои трудовые умения я посвящаю только искусству и музыке».

Педагог-тромбонист, Заслуженный артист России, Доцент СПб консерватории Виноградов Б.П. (1944 — 2012)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *