Про тромбон

Услуги тромбониста (педагог, репетитор, запись вашей музыки)
Библиотека тромбониста (скачать ноты для тромбона)

Задать свои вопросы вы можете в группе в Контакте — там, в обсуждениях, есть тема про Тромбон. Уверен, это будет интересно всем тем, кто ищет хоть какую-то информацию про этот инструмент.


Строение тромбона.

Строение тромбона

Строение тромбона

1. крона общего строя (англ. tuning slide)
2. мундштук (англ. mouthpiece)
3. раструб (англ. bell)
4. клапан слива жидкости (англ. water key)
5. кулиса (англ. main slide)
6. вторая стойка кулисы (англ. second slide brace)
7. первая стойка кулисы (англ. first slide brace)
8. уплотнительное кольцо кулисы (англ. slide lock ring)


Позиции на тромбоне.

«Расстояние между позициями на тромбоне фиксируется не механически, как у вентильных инструментов, а устанавливается тромбонистом приблизительно. В результате своей практической деятельности, музыкант вырабатывает необходимое ощущение расстояния, на которое он должен интуитивно подвинуть кулису.
Хотя изменение высоты звучания тонов на тромбоне происходит на основе интуитивной приблизительной установки кулисы, расстояния между позициями на раздвижном механизме соответствующим образом соотносятся между собой и в принципе совпадают с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах.» (В. В. Сумеркин «Методика обучения игре на тромбоне». СПб.: Изд-во Политехн ун-та, 2005.)
Опуская сложные вычисления, ниже приводится обзор позиций тенорового тромбона, прдложенный А. Модром в работе «Музыкальные инструменты» (русский перевод — М., 1959):

Расстояние между позициями на тромбоне

Расстояние между позициями на тромбоне


Ноты на тромбоне.

Ноты на позициях тромбона



Недавно я начал бороздить интернет в поисках информации о тромбоне, но, к моему сожалению, её оказалось очень мало. Такое ощущение, что этот прекрасный инструмент забыли. Подскажите, пожалуйста, название сайта, на котором можно больше узнать про тромбон.

Да, это правда, сайтов про тромбон мало. Но они есть. В качестве альтернативы, на данный момент могу предложить ru.wikipedia.org/wiki/Тромбон. По возможности список сайтов буду постоянно обновлять.


Очень хочу освоить тромбон, чтобы разнообразить звучание группы, в которой играю. Стоит ли заняться самообучением или лучше сразу пойти к педагогу?

Вам имеет смысл обратиться к педагогу для того, чтобы он поставил Вам правильный амбушюр. Это самое главное. Вам ведь нужно разнообразить звучание группы, а не играть в филармоническом оркестре, поэтому базы будет вполне достаточно. Остальное уже будет зависеть от Вас и Ваших способностей и, конечно, желания не останавливаться на достигнутом.


Хочу освоить игру на тромбоне. Ищу видеокурсы для начинающих. Буду благодарен за совет.

Если очень нужны видеокурсы ― поищите на ozon.ru. Кажется, там можно купить различные самоучители. И еще google, возможно, поможет Вам с поиском.
Однако, хочу заметить, что ни один видеокурс не заменит живого педагога, который не просто поможет Вам с постановкой губ (а это довольно сложно делать самостоятельно), но и проконтролирует Ваши занятия (видеокурс этого сделать не сможет).
Вопрос лишь в том, до какой степени Вы хотите освоить этот инструмент. Если для игры в самодеятельном коллективе ― это одно, если профессионально ― это другое. В любом случае, изначально лучше заниматься с профессионалом. А после правильной постановки уже можно попробовать осваивать инструмент самостоятельно. Или учиться дальше.


Я нашёл видео с мелодией Trombone Fanfare и просто влюбился в эту мелодию. Сложно ли её сыграть не профессионалу? Про мелодию тоже не нашел никакой информации. Решил спросить у Вас.

Я пока тоже не могу найти никакой информации о данной мелодии, кроме того, что в названии указаны слова «Snake Pit». Конечно, сыграть ее не профессионалу сложно. В любой области сложно что-то сделать хорошо, если нет навыка.


Скажите, пожалуйста, какая фирма-производитель считается эталоном в тромбонах? Скажем так ― классикой жанра, лучшей из лучших?

Эталон для каждого музыканта разный. Кто-то любит тяжелое звучание, кто-то ― лёгкое. Есть инструменты для сольного выступления, а есть для игры в оркестре. Тут каждый должен выбрать для себя сам ― какой инструмент ему подходит больше всего.

На мой взгляд, тромбоны Bach являются, скорее, оркестровым инструментом, выдающим яркое и плотное форте в туттийных местах. Тромбоны Conn предпочитают многие тромбонисты из-за более лёгкого звучания. Очень хорошо себя зарекомендовали немецкие тромбоны B&S и американские King. В последние годы считается, что для студентов вполне приличными инструментами являются тромбоны Yamaha. Они довольно качественные и легкие по звучанию. То есть, слишком больших усилий как на Buch прилагать не нужно. А так же, тромбоны бразильской фирмы Weril.


И в каком строе нужен тромбон ученику — в си-бемоль или в си-бемоль/фа?

Всё дело лишь в кварт-вентиле, который меняет строй с си-бемоль на фа. То есть, без вентил ― это тенор-тромбон. С вентилем ― тенор-бас. Зачем это нужно? Самое главное это то, что на тенор-тромбоне есть, так называемая, «мертвая зона» ― нижние ноты в пределах октавы на таком тромбоне взять невозможно. С добавлением в конструкцию тромбона кварт-вентиля стало возможным извлечение нот в этой зоне. Но если Вы не собираетесь поступать в консерваторию на тромбон ― Вам вполне хватит обычного тенор-тромбона без вентиля.


Имеет ли смысл покупать советский тромбон 70-хх годов? Влияет ли время на звук? И что лучше — старые тромбоны или новые?

На мой взгляд, покупать старые инструменты нет смысла. Они уже изжили свой век и по качеству, что нормально, сильно уступают современным тромбонам. Это все равно, что купить чугунный утюг вместо новенького «Bosch». Техника производства тромбонов постоянно развивается, ведь главное ― чтобы кулиса скользила идеально.


Посмотрел цены на тромбоны. Велики. Что Вы можете посоветовать для начала? Какой купить инструмент?

Да, профессиональные тромбоны стоят очень дорого. Но, если Вам профессиональный инструмент не нужен, поищите что-нибудь из этого. А тут тромбоны интереснее. 17 000 — 25 000 рублей — это не слишком дорого для хорошего тромбона, на котором не нужно показывать свой профессионализм.


Смотрел тромбон Maxtone - цена порядка $ 200. А самый простой ученический тромбон Yamaha - $ 700. За $ 200, наверное, тромбон не может быть хорошего качества? Имеет ли смысл покупать?

Yamaha — это бренд. А с Maxton я, лично, не сталкивался. Думаю, имеет смысл поискать в интернете отзывы тех, кто пробовал играть на тромбоне этой фирмы.


Альт-тромбон звучит выше, чем тенор-тромбон? Подходит ли альт-тромбон для начальных занятий?

Альт-тромбон звучит выше — строй у него совсем иной. В наши дни инструмент используется крайне редко, в основном, в сольных концертах, когда исполняется старинная музыка. Заниматься лучше всего начинать на тенор-тромбоне.


Важен ли диаметр раструба на тромбоне?

Чем больше раструб, тем ярче и плотнее звук инструмента.


Какой мундштук выбрать?

Мундштуки бывают различных размеров и форм. От размера и формы мундштука зависят легкость звукоизвлечения и тембр звука. При меньших размерах чашки звук приобретает яркость, полетность, но в то же время теряет силу и полноту, присущие мундштукам большего размера. Выбор мундштука зависит от индивидуальных особенностей музыканта — строения губ, расположения зубов и дальнейшей профессиональной ориентации тромбониста при игре в оркестре.
Мундштуки имеют определенную маркировку, указывающую на размер и глубину мундштука, характер полей, размер входного и выходного отверстия. Совершенно точно известно, что объем и глубина чашки влияет на окраску звука, а качество атаки звука во многом определяется характером полей и остротой их внутри чашки мундштука.

Таким образом, чашка мундштука может иметь следующие обозначения:
S — мелкая, MS — средне — мелкая, М — средняя, MD — средне — глубокая, D — глубокая.
Особым спросом среди солистов и артистов оркестров, среди студентов играющих на теноровых тромбонах, пользуются мундштуки с размером чашки в 25,4 мм, 25,5 мм и 26 мм.
Если сравнивать мундштуки различных фирм, то получится такая сравнительная таблица:

Мундштуки размером 25,4 мм:
Фирма Bach — 61/2 AL, 61/2 AM, 61/2 A Фирма Denis Wick — 6BS, 6BM, 6BL, 6BY
Фирма Yamaha — 51, 51CY, 51B
Фирма Schilke — 50

Мундштуки размером 25,5 мм:
Фирма Bach — 6, 5GS, 5
Фирма Schilke — 50

Мундштуки размером 25,7 мм:
Фирма Bach — 4C

Мундштуки размером 26 мм:
Фирма Bach — 4


Скажите, пожалуйста, а с правильной постановкой губ для игры на тромбоне можно перейти на другие медные духовые инструменты — на трубу или тубу?

На трубе мундштук меньше, а на тубе больше, чем на тромбоне. Но принцип игры одинаковый, если не считать, что на тромбоне для извлечения нот нужна кулиса, а на трубе и тубе ― помпы/вентили. Важно правильно научиться дышать, складывать губы и извлекать звуки. Часто получается так, что ученик выбирает не «свой» инструмент. И тогда учение становится мучением. В моей практике есть случаи, когда отучившись год на тромбоне, ученик переходил на трубу и после этого начинал делать очень заметные успехи.


Здравствуйте. Пишет Вам коллега из Уфы. У меня есть вопрос. Ученик три года занимается на тромбоне. Он очень сильно прижимает мундштук к губам. Подскажите, пожалуйста, как можно от этого избавиться? Спасибо.

Здравствуйте, коллега.

Вы мне задали главный и очень сложный вопрос. Все очень взаимосвязано. Если ученик сильно давит мундштуком на губы, то встает вопрос ― чем он играет?

Вы же понимаете, если мундштук передавливает мышцы губ, то в губы не поступает кровь, и они не могут вибрировать. Как следствие ― звук не получается. Я правильно понимаю ― нажим мундштука происходит при взятии нот высокого регистра?

Итак, постараюсь ответить на Ваш вопрос.

1. Нужно четко следить за тем, чтобы губы не растягивались «в улыбке», а наоборот, уголки губ сильно прижимались и немного опускались вниз. Не к мундштуку, как если бы человек свистел, а именно вниз ― так же, как и при взятии низких нот. Разница лишь в том, что ноты нижнего регистра играются, как бы, на слог «то» (щель в центре губ довольно широкая), а ноты высокого регистра должны играться на слог «тю» (щель очень маленькая).

2. Как правило, ученик начинает давить мундштуком на губы из-за того, что у него не работает или неправильно работает дыхание. Рассказывать про типы дыхания я не буду ― уверен, Вы знаете, какие они бывают. Однако на практике каждый ученик индивидуален. И если у ученика изначально преобладает брюшное дыхание, с таким учеником проблем меньше. Если же у ученика преобладает грудное дыхание, тогда встает задача научить его играть не только легкими, но и диафрагмой.

Упражнение 1.

Ученик должен лечь на спину на твердую поверхность ― пол или стол. Руки положить вдоль тела. Расслабиться. Пусть дышит так, как ему удобно. Если дышит животом ― положите ладонь ему на диафрагму и слегка надавите, заставляя делать вдох быстрее, а выдох медленее. Ученик должен запомнить эти ощущения для того, чтобы в дальнейшем, при игре на инструменте, использовать именно этот принцип дыхания.

Повторить это же упражнение стоя. Мышцы диафрагмы должны начать работать самостоятельно. Вряд ли это произойдет сразу. Вы можете помочь ученику, надавив ладонью на диафрагму. Важно, чтобы он услышал, что звук, который он издает на инструменте, изменился. Это должно побудить его к стараниям добиться такого звука самостоятельно.

Если же, лежа на спине, ученик дышит легкими ― у него заметно увеличивается грудная клетка, поднимаются плечи и при этом втягивается живот ― придется сложнее. Будьте готовы к тому, что с этой привычкой он не распрощается. Надо заставить ученика пропустить вдыхаемый воздух через легкие в живот. Постарайтесь, чтобы лежа он задышал диафрагмой. Даже тогда, когда у него это получится, грудная клетка все равно будет увеличиваться. Это не страшно. Главное ― научиться брать дыхание в живот.

Упражнение 2.

После того, как Вы определили, каким типом дыхания дышит ученик (упражнение 1), Ваша задача будет заключаться в том, чтобы он понял, какие цели перед ним стоят. Он должен почувствовать, какие мышцы должны работать. Для этого посадите его на край стула, ноги должны стоять вместе под углом в 90¤. Пусть наклонится и, сильно сжимая, обхватит свои бедра. В таком положении пусть подышит. Мышцы диафрагмы должны немного ныть от напряжения.

Упражнение 3.

Стоя или сидя, в зависимости от роста ученика, вытяните руку вперед и сожмите кулак. Сделайте упор. Ученик должен постараться лечь (переместив центр тяжести) на Ваш кулак верхней частью живота (мыщцами диафрагмы). Если он не напряжет мышцы, ему будет больно упираться в Ваш кулак. Чтобы не было больно, ученик должен будет напрячь мышцы верхней части живота ― как раз те, которые и должны работать при игре на инструменте.

3. Параллельно с упражнениями, описанными выше, ученик должен стараться извлекать звуки на «новом» дыхании. Важно, чтобы он осознанно убирал мундштук от губ. То есть, мундштук должен плотно стоять на губах так, чтобы между губами и полями мундштука при игре не выходил воздух. Это будет трудно. Задача педагога ― каждую минуту напоминать фразами «не дави на губы» или «убери мундштук». Но, повторю, важно, чтобы сам ученик работал над этой проблемой осознанно.

Упражнение 4.

Положить и слегка сжать мундштук между указательным и большим пальцами руки (если ученик правша ― использовать левую руку, если левша ― правую). Играть на мундштуке в таком положении. Сильный нажим заставит выскользнуть мундштук из пальцев. Важно, чтобы пальцы не слишком сильно сдавливали мундштук. Можно чуть выше поднять голову и поиграть на мундштуке в таком положении. Поля мундштука будут чуть более плотно прикасаться к губам, но нажима не последует.

Упражнение 5.

Базинг. Самый действенный способ избавиться от комплекса проблем: нажим мундштука на губы, интонация, правильное складывание губ для воспроизведения конкретных звуков. Просто попросите ученика воспроизвести мелодию губами так, как если бы он играл на инструменте. Следите за тем, чтобы верхняя губа не слишком далеко заходила на нижнюю.

4. При работе над извлечением звука на «новом» дыхании нужно соблюдать еще одну немаловажную деталь: стараться играть на открытом горле. Как показывает моя практика, кому-то удобно играть на слоге «та» (открывает горло вертикально), а кому-то ― на слоге «тэ» (открывает горло горизонтально). Смысл этого ― убрать корень языка как можно ниже, из-за чего ноты приобретут более яркое и объемное звучание.

Как только ученик самостоятельно ― собственным ухом сможет сравнить звучание инструмента «до и после» ― Вам останется лишь контролировать его занятия, постоянно повторяя «не дави на губы», «открой горло», «бери дыхание в живот».

Это довольно трудная и кропотливая работа, однако, рано или поздно, Вы услышите те звуки, к которым так долго стремились. И стремились не зря.

Удачи!


Сергей, спасибо за помощь. Реально помогает. После занятий над дыханием, мой студент на следующий день жаловался на боли в области пресса. То есть, мышцы диафрагмы стали работать. Заметно улучшился звук. Но, в процессе игры, студент берёт дыхание по-старому, что приводит к давлению на мундштук. Нота соль первой октавы берёт устойчиво на свежие губы, а дальше всё по-старому.

Рад, что смог хоть как-то Вам помочь. Рад, что Ваш студент делает успехи. Конечно, ему сложно сейчас сразу и резко перейти на правильное дыхание и перестать давить на губы. Это нормально. Ваша задача сейчас ПОСТОЯННО следить и обращать внимание на правильность взятия дыхания и на правильность выдоха — мышцы должны сокращаться, помогая воздуху выдавать сильную струю. Постоянно говорите — «не нажимай на губы»!

Интересна проблема закрытого/открытого горла. Если возможно, расскажите про это. Пытаетесь ли этим заниматься? И какие успехи? Слышно ли, что качество (окраска, яркость, объём) звука меняется?

Что касается ноты соль и выше…
Чем выше нота, тем сильнее нужно открывать горло (корень языка должен уйти вниз) и тем слабее должен быть нажим мундштука на губы! Экспериментируйте. Попросите Вашего студента, при игре ноты соль и выше, слегка отнимать мундштук от верхней губы, немного опирая его на нижнюю и ещё сильнее «подпереть» дыхание мышцами живота. Таким образом, должно получиться следующее — инструмент немного опускается вниз, а голова слегка поднимается вверх. Мне очень сложно это описать словами. Надеюсь, Вы поймёте, что я хочу сказать. Струя воздуха при игре высоких нот, должна ударять ВНИЗ чашки мундштука. А уголки губ должны «каменно» прижиматься. Подумайте, каким образом это можно обеспечить.

Удачи!


Сергей, мне нужна ваша помощь. У меня на следующий год придут малыши 2−3 класс. Будут учиться играть на теноре, а потом на тромбоне. Вы не могли бы дать несколько рекомендаций по поводу постановки амбушюра. Как правильно ставить мундштук, не прижимать?

Газим, мне кажется, мы уже говорили на эту тему. Ничего не изменилось с тех пор. 2/3 мундштука ставится на верхнюю губу по центру плотно, но без давления на губы. Извлечение звука достигается за счет правильного дыхания. Если дыхание не поставите изначально, ребёнок будет пытаться играть горлом, нажимая мундштук на губы. Собственно всё.